Базовое состояние оборудования

В терминологии TPM, базовое состояние оборудования означает – Оборудование чистое, смазанное и проинспектированное. Как бы парадоксально это не звучало, но в 90% случаев корневой причиной всех поломок является отсутствие базового состояния. Поддержание базового состояния позволяет избежать форсированного износа, который в свою очередь ведет к незапланированным простоям. Базовое состояние составляет основу колонн Автономного обслуживания и Планового обслуживания, а также всей программы TPM.

Для производства внедрение стратегий базового обслуживания один из немногих элементов обслуживания, который ведет скорее к культурному улучшению, чем к конкретному улучшению надежности оборудования. Операторы начинают следить за своим оборудованим, возникает чувство собственности и ответсвенности за его состояние.

И хотя «поддержание в порядке» является основой большинства аудитов и отчетов (GMP, BBS, 5S …), в большинестве случаев оно игнорируется или имеет поверхностную оценку, тогда как предоставляет важную оценку подхода операторов к поддержанию базового состояния. Для понимания важности, давайте пройдемся по каждому из элементов базового состояния:

Чистка. Чистка – это устранение любых инородных материалов с оборудования и его окружения. Данные материалы, которые могут быть результатом не типичной вибрации, заторов, неравномерного истирания, выгорания, низкой точности и т.д. являются причиной малых остановок и поломок. Недостаточная чистка, ведущая к износу оборудования, является типичным примером форсированного износа. Более того, грязь попав в сырье, может привести к дефектам качества.

С точки зрения TPM, цель чистки – это выявить скрытые дефекты и устранить их до того, как они приведут к средним или большим дефектам. С другой стороны, блягодаря тщательной чистке, оператор может изучить рабочие принципы оборудования. Можно сказать, что чистка является частью обучения, где оборудование – предмет, а цех – это классная комната.

Смазка. Оборудование состоит из большого количества крутящихся и возвратно-поступательных частей, которые должны быть смазанными. Если смазка не будет должным образом поступать к этим частям, это может привести к таким проблемам как, повышенная вибрация, шум, перегрев, истирание и даже к поломкам. Смазка является одним из важнейших условий для предотвращения износа и поддержания надежности оборудования.

В целом, все понимают важность смазки. Тем не менее, часто принятие каких-либо серьезных решений игнорируется, даже если проблемы возникают по причине плохой смазки. Из-за того, что недостаточная смазка не всегда сразу ведет к поломкам или дефектам качества, для нее просто может не хватить места в перегруженном распорядке дня. Эта ситуация может служить отличным примером скрытых дефектов на большинстве фабрик. Ниже список причин, почему роль смазки понижается:

  • Операторы не обучены смазке и ее важности в предотвращении потерь
  • Менеджеры и инженеры также не имеют понятия о важности смазки
  • Стандарты смазки (точки смазки, тип смазки, количество, частота, инструменты) не разработаны
  • Разные типы смазок должны быть доставлены на большое количество точек смазки
  • Нет времени на проведение смазки
  • Большое количество трудно-доступных точек для смазки

Инспекция. Наиболее важной мерой предотвращения поломок является ежесменная или ежедневная проверка компетентными людьми. Компетентность в этом случае означает человек опытный и обученный. Операторы и технари способны быстро обнаруживать незначительные изменения в работе оборудования, используя все 5 чувств. Эффективная инспекция позволяет определить, исправить или предупредить возникновение более масштабной проблемы.

Там, где высокая текучесть кадров, а персонал может быть неопытным, необходимо четко определить стандарты инспекции. Часто используются визуальное управление, что позволяет легко определить нормальные и ненормальные условия работы.

Визуальное управление
Визуальное управление

Современная промышленность динамична, а условия эксплуатации оборудования могут быть агрессивными. Поэтому нет ничего необычного в том, что параметры оборудования меняются между сменами. Это также может служить сигналом о приближающейся поломке, если оставить это без внимания.

Базовое состояние 1
Пример 1 приведения к базовому состоянию
Базовое состояние 2
Пример 2 приведения к базовому состоянию
Базовое состояние 3
Пример 3 приведения к базовому состоянию
Базовое состояние 4
Пример 4 приведения к базовому состоянию
Базовое состояние 5
Пример 5 приведения к базовому состоянию

Итог

Оборудование чистое, смазанное и проинспектированное – это главные условия базового состояния оборудования. Приведение оборудования в базовое состояние является основой для достижения Нуля Поломок. Это потребует времени и усилий, но необходимый шаг для правильного внедрения TPM и методик колонны Автномного обслуживания.