Слово Кайдзен состоит из двух частей: «Кай» — изменение и «Дзен» — хорошо, лучше, что в совокупности означает – изменение к лучшему. Это философия непрерывного совершенствования как в личной и социальной жизни, так и трудовой деятельности охватывает всех — от работников до менеджмента. С точки зрения Бережливого производства Кайдзен направлен на постоянное улучшение качества, безопасности, повышения эффективности и устранения отходов.
Философия Кайдзен заключается в создании такой производственной культуры, где поощрается инициатива к улучшениям и усовершенствованиям текущего порядка вещей. Однако под улучшениями понимается маленькие ежедневные шаги по совершенствованию своего рабочего пространства, информационных потоков и условий труда. В качестве основы улучшения для Кайдзен выступает скорее здравый смысл нежели капитальные вложения и инвестиции. Чтобы производственная компания стала действительно бережливой, данная философия должна стать способом мышления как руководителей высшего звена, так и сотрудников производства.
Главным аспектом Кайзен является то, что это непрерывный и нескончаемый процесс улучшения.
Хотя Кайдзен сам по себе является концепцией высокого уровня, существует большое количество стратегий (очень детально описанных), которые находятся под «зонтиком» Кайзен. Среди этих стратегий, наиболее часто испрользуемые: Кайзен предложения, Малые группы, Канбан и т.д. При правильном понимании и применении данных стратегий, Кайдзен может привести к значительным улучшениям в компании. Центральная идея кайдзен заключается в том, что без совершенствования в компании не должно проходить ни дня.
Кайзен и инновации
Существует два подхода к прогрессу:
- Инновационный – когда прогресс происходит большими скачками, требует больших затрат ресурсов, как денежных, так и людских. Результаты таких проектов сильно влияют на бизнес показатели.
- Постепенный (кайдзен) – это едва различимые ежедневные улучшения, результаты которых редко проявляются сразу. Не требует больших инвестиций, а зачастую достаточно здравого смысла.
Основное различие кайдзен от иновации заключается в том, что кайдзен требует постоянной, кропотливой и неустанной работе. Инновация предполагает скачкообразное движение вперед подобно подъему по леснице. Однако такого не происходит. Любая система начинает деградировать с момента ее созданияю. И для поддержания системы требуется постоянно прилагать усилия. Если этого не делать, упадок неизбежен. Соответвенно, хотя иновации могут значительно улучшить показатели, их уровень будет снижаться, если не заниматься постоянным совершенствованием текущих стандартов.
Поэтому любая инновация должна подкрепляться кайдзен, чтобы поддерживать достигнутый уровень и продожать совершенствование.
Инновация – это одномоментное действие, эффект от которого снижается из-за конкуренции и устаревания стандартов. Кайдзен же – ежедневная работа с накопительным эффектом, направленная на неуклонный подъем. Кайдзен работает не только на поддержание стандартов, но и на их совершенствование.
Философия кайдзен
Философия Кайдзен базируется на том, что существует некоторое состояние Нулевых потерь, где отсутствуют какие-либо виды потерь и производственная система состоит только из процессов, добавляющих ценность (Более детально о состоянии Нулевых потерь вы можете прочить в статье о Дереве потерь). Также существует текущее состояние с нынешним уровнем потерь и процессами добавляющими и не добавляющими ценность. Кайдзен призван сократить разницу между двумя этими состояними за счет выявления и решения проблем. Это достигается за счет внедрения и непрерывного поддержания порядка и организации на рабочем месте, выявления и устранения активностей, не добавляющих ценности и внедрения стандартизации.
Методы Кайдзен
Существует большое количество методов Кайдзен. Я лишь хочу остановиться на ключевых из них.
Поддержание порядка (Housekeeping, 5S) — 5S является обязательным компонентом хорошего управления. Благодаря правильному поддержанию порядка сотрудники приобретают и практикуют самодисциплину. Сотрудники, не обладающие самодисциплиной, могут стать причиной предоставления клиентам продуктов или услуг плохого качества.
Устранение потерь (Waste Elimination) — Любая активность, не добавляющая ценности — это потери. Люди на Гембе либо добавляют ценность, либо не добавляют. Это также верно для других ресурсов, таких как машины и материалы. Устранение потерь может быть наиболее экономически эффективным способом повышения производительности и снижения затрат.
Стандартизация (Standardization) — Стандарты описывают лучший способ сделать работу. Продукты услуг создаются в результате ряда процессов. В каждом процессе должен соблюдаться определенный стандарт, чтобы гарантировать качество. Стандарты также могут предотвратить повторение той же проблемы
Кайдзен предложения
Хотя Кайдзен – это философия непрерывного совершенствования, куда входят различные стратегии по улучшениям, такие как Кружки Качества, Канбан, Точно Вовремя, Работа Малых Групп и т.д. Зачастую под словом Кайзен подразумевается система предложений. И хотя система предложений является неотъемлемой частью Кайзен, стоит иметь ввиду, что это лишь часть общей философии.
Однако роль Кайдзен предложений в построении культуры непрерывного совершенствования коллосальна. Она позволяет вовлекать всех сотрудников в процесс улучшения, постоянно искать способы совершенствования технологий и методов работы. С другой стороны, изменение условий труда после реализации идеи ведет к пересмотру стандарта. Но поскрольку новый стандарт устанавливается по воле работника, он им гордиться и охотно его собдюдает.
Внедрение системы предложений – это не одномоментный процесс, а происходит в три этапа. На первом, фокус на простые предложения, по улучшению методов работы, маркировке, эргономике… На этом этапе лидер должен активно помагать своим сотрудникам подавать идеи. Это помогает задуматься рабочим над тем, как лни выполняют работу. На втором этапе фокус смещается на обучение сотрудников. Чтобы подавать более качественные предложения, они должны уметь анализировать проблемы и видеть дефекты, а это требует специальной подготовки. И лишь на третьем этапе, когда сотрудники и заинтерсованы и подготовлены, можно ставить вопрос об экономическом эффекте поданных предложений. Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда лидеры пытаются пропустить один или даже два этапа и сразу переходят к третьему.
Итоги
Внедрение Кайдзен на предприятии может оказаться нетривиальной задачей. Однако при правильном понимании и имплементации вы получите:
- Раскрытие потенциала сотрудников, накопление опыта работы и раскрытие лучшего в каждом человеке
- Способствует личностному росту сотрудников и компании
- Улучшает качество, безопасность, структуру затрат, доставку, окружающую среду, производительность и уровень обслуживания / удовлетворенности клиентов.
- Предоставляет рекомендации сотрудников и служит барометром лидерства.