5S Бережливого производства

5S – это система, позволяющая организовать рабочее пространство для более эффективного и безопасного выполнения работы. Система основана на расположении предметов там, где они должны быть и поддержании рабочего места в чистоте. Это позволяет упростить работникам их деятельность и предотвратить возможные риски безопасности.

5S перевод

Понятие 5S пришло от пяти японских слов: Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu и Shitsuke. Однако чаще всего можно встретить английский вариант расшифровки абревиатуры:

  • Sort (Сортировка) — Определить, что используется и не используется на рабочем месте, при необходимости переместить эти элементы в другое место, либо избавиться от них.
  • Set in Order (Порядок) — Расположить предметы так, чтобы их было легко использовать, промаркировать таким образом, чтобы любой рабочий мог быстро найти, то, что ему нужно.
  • Shine (Чистота) – Создать чистое рабочее пространство без мусора, грязи и пыли, чтобы проблемы можно было легко идентифицировать (подтеки, распыли, повреждения и т.д.)
  • Standardize (Стандартизация) – Установить стандарты чистого и аккуратного рабочего пространства
  • Sustain (Поддержание) – Поддержание хороших практик и улучшений никогда не дается просто. Последний шаг 5S поможет работникам поддерживать здоровую и безопасную рабочую среду. Концепция Sustain потребует самодисциплины и соответствия новым подходам.

5S в Бережливом производстве

Возникает вопрос: является ли организованное рабочее место результатом Бережливого производства или обязательным условием? Ответ: оба варианта верны. Чем дальше вы продвигаетесь в развитии
Бережливого производства , тем больше будет изменяться рабочее пространство для лучшего поддержания рабочих активностей производственных линий, лаборатории, технической мастерской, офисов, складов технических материалов … В тоже время, нужно иметь в виду: чтобы выполнять эти активности гладко и безопасно, вам потребуется отличная организация рабочего пространства, внедрение новых инструментов, улучшение маркировки …

Давайте более детально посмотрим на шаги 5S

Sort (Сортировка)

На первом шаге – Сортировка – необходимо проверить все инструменты, упаковочные материал, канцелярские принадлежности, книги, одежду, смазочные материалы, чистящие вещества и инструменты, запасные части, СИЗы, ящики, части мебели и т.д. на рабочем месте и определить — что должно быть здесь, а что необходимо удалить. Ниже список вопросов, которые можно задать во время первого этапа:

  • Каково назначение этого предмета?
  • Когда этот предмет использовался в последний раз?
  • Как часто это используется?
  • Кто это использует?
  • Это действительно должно быть здесь?

Эти вопросы позволяют определить ценность каждого предмета. Отсутствие лишних предметов или предметов, которые редко используются, делает рабочее место лучше. Так как они мешают и занимают пространство.

Имейте в виду, что лучшими кандидатами для оценки «нужности» предметов являются люди, которые работают на этом месте. Именно они могут ответить на поставленные выше вопросы.

Когда группа обнаружила ненужные вещи, нужно подумать о следующих возможностях:

  • Отдать предмет другому отделу
  • Переработать, выкинуть, продать
  • Поместить на склад

В случаях, когда ценность предмета не ясна – например, предмет давно не использовался, но некоторые работники считают, что он понадобится в будущем – используйте красные ярлыки. Красный ярлык – это картонный лист или наклейка, который может быть размещен на предмете и содержит следующую информацию

5S красные таги
  • Место нахождения
  • Описание
  • Имя сотрудника, который инициировал ярлык
  • Дата обнаружения

Затем эти предметы помещаются в «зону красных ярлыков» с остальными неясными предметами. Если после оговоренного заранее периода времени времени данный предмет не был использован, необходимо удалить его с рабочего участка. Нужно также иметь в виду, что зона красных ярлыков – временное решение и не должна использоваться для складирования не нужных предметов. Каждый предмет должен иметь свое место.

5s зона красных ярлыков

Set in Order (Порядок)

Когда лишние предметы исчезают, становится понятно что к чему. Теперь время определить место для каждого предмета и материала, которые останутся. При этом необходимо учитывать следующие критерии: безопасность, необходимое количество и частота использования (расстояние и доступность). Рекомендуется держать часто используемые вещи под рукой, остальные хранить там, где их можно найти.

Примерами из повседневной жизни могут быть: ручка, которую вы носите в кармане, так как часто ею пользуетесь; летом, вы храните зимнюю куртку в шкафу. Другой пример из огранизации вашей кухни. Ваши столовые приборы, наверняка отсортированны в удобном ящике, рядом находятся кастрюли и сковородки. Но набор для фондю, который достается раз в год, находится на дальней полке.

Такой же принцип применим и для рабочего места: во время внедрения 5S расположите инструменты рядом с местом, где они используются. Не заставляйте работников часто сгибаться и разгибаться. Хрините редко используемые предметы, где они не мешают, но где их легко найти.

5s порядок

Shine (Чистота)

Очевидно, что многие знают что такое чистка. При этом чисткой пренебрегают в первую очередь, особенно, когда у работников высокая загрузка. На этапе 5S Чистки фокус направлен на уборку рабочего пространства, что означает подметание, мытье полов, вытирание пыли, уборка инструментов и материалов на места и т.д.

В допонение к базовой чистоте, данный этап включает в себя регулярное техническое обслуживание оборудования. Заблаговременное планирование технического обслуживания позволяет заранее обнаружить проблемы и предотвратить их появление будущем. Это означает меньше потерянного времени и прибыли из-за незапланированных остановок.

Чистка на рабочем месте может показаться не интересной, но это важно. Нельзя оставлять чистку на откуп обслуживающему персоналу. Расспространение 5S означает, что каждый отвечает за уборку на рабочем месте, желательно на ежедневной основе. Таким образом люди будут чувствовать ответственность за свое окружение и будут больше инвестировать в работу и организацию.

Standardize (Стандартизация)

После того, как первые три шага 5S завершены, все должно выглядеть хорошо. Все лишнее убрано, все находится на своих местах, помещения убраны, а оборудование в рабочем состоянии.

При внедрени 5S проблемой является то, что очень просто выполнить первых три шага – организовать все и вычистить – но затем позволить вещам вернуться к прежнему состоянию. Стандартизация – это то, что отличает 5S от обычной генеральной уборки. Стандартизация систематизирует все что произошло, и превращает активности первых трех шагов в привычку. При стандатризаци определяются регулярные задачи, создаются расписания и публикуются инструкции. 5S должен быть интегрирован в стандартные рабочие, чтобы это стало частью ежедневной рутины.

В зависимости от рабочего места могут быть полезны чек-листы 5S или графики. Также можно применять стандарт чистки, где указана частота, время и способ чистки.

Sustain (Поддержание)

После того, как стандартные процедуры для 5S были введены в действие, необходимо поддерживать текущую работу по выполнению данных процедур и обновлению их по мере необходимости. Поддержание очень сильно перекликается с дисциплиной. В контексте 5S, дисциплина означает: «Сделать соблюдение процедур привычкой».

Первоначально людям, вероятно, понадобятся напоминания о 5S. Вероятно в начале необходимо будет ежедневно инвестировать часть времени в 5S. Но со временем задачи станут рутиной, а организация и уборка 5S станут частью обычной работы.

Чтобы мерить прогресс внедрения 5S, вам понадобится оранизовать аудиты 5S. Ниже вы сможете скачать шаблон чек-листа.

5s чек лист

Скачать файл 5S чек-лист


Добавить комментарий