Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма является одним из популярных способов решения проблемы, который основывается на генерации идей группой людей, как правило имеющих отношение к поставленной проблеме. Помимо непосредственной генерации идей, влияющих на проблему, данный метод является хорошим инструментом мотивации и развития людей. Как правило участники мозгового штурма вовлекаются в процесс решения крупного управленческого вопроса, что позволяет объединять участников процесса в сплоченную команду.

Однако мозговой штурм – это не просто случайная деятельность, а четко структурированная форма ведения беседы со своими правилами и участниками. Для описанного ниже метода мозгового штурма, понадобится флип-чарт или аналогичные инструменты фиксации идей. Это важный момент, так как каждый участник должен быть в курсе происходящего. Так же среди участников должен быть координатор штурма, чтобы управлять процессом, следить за участием каждого члена команды и вовлеченностью в проблему.

Мозговой штурм является прекрасным инструментом в улучшении организации, производительности и развитии команды.

История возникновения

Мозговой штурм-Алекс Осборн
Алекс Осборн

Хотя в основе мозгового штурма лежат психологические принципы, его основоположник, Алекс Осборн, был отнюдь не психологом. Родился Осборн в конце XIX века в Нью-Йорке, переменил множество профессий: был рабочим на стройке, посыльным в отеле, клерком, полицейским репортером, преподавателем… Основные идеи мозгового штурма зародились, когда Осборн служил помощником управляющего небольшого завода, где ему приходилось придумывать новые изделия. Окончательно метод сформировался, когда он начал работать в рекламной индустрии. Здесь Осборн стараясь найти новые идеи для рекламы, создал и применил метод мозгового штурма в том виде, который используется и по сей день.

Основы метода мозгового штурма

Мозговой штурм-Ницше

В основе метода – четкая мысль: процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. Во время обсуждения задачи многие участники боятся высказать смелые, неожиданные идеи, опасаясь насмешек, резкой критики или отрицательного отношения со стороны участников или руководителя. Даже если такие идеи высказываются, они пресекаются другими, более консервативными участниками процесса, идеи гибнут, не получив должного развития. Смысл мозгового штурма заключается в запрете на всякую критику, более того любая, даже явно нелепая идея поощряется. Для этого отбирают небольшую группу людей, имеющих то или иное отношение к проблеме. Как правило, это специалисты с различных отделов и работники, имеющие четкое понимание проблемы. В эту группу не включают руководителей, а сам процесс стараются вести в легкой непринужденной обстановке. Любую высказанную идею фиксируют на доске или флип-чарте.

Мозговой штурм ограничен по времени, как правило, сессия генерирования идей длится не более 30 минут. За это время участники успевают зафиксировать смелые нетривиальные решения, которые стали продуктом благоприятной обстановки, в условиях запрета на критику. Практика показала, что после 30 минут участники мозгового штурма устают и больше углубляются в тонкости уже высказанных идей.

Если взглянуть на штурм с организационной точки зрения, можно заметить интересные особенности. В непринуждённой обстановке люди высказывают свои идеи, при этом запрещается не только высказывать критику, но приводить доказательства, поэтому генерация идей происходит в быстром темпе. В пиковые минуты «коллективного вдохновения» возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, прорываются и высказываются смутные догадки, предположения. Именно эти стихийно прорывающиеся идеи считаются наиболее ценной продукцией мозгового штурма.

В философской основе мозгового штурма лежит теория Фрейда. В которой говорится, что нормальное поведение, действия и мысли человека контролируются сознанием – массивом программ и запретов. Сознание запрограммировано привычными представлениями и поведениями. Но помимо сознания, человек наделен подсознанием, где царят грозные стихийные силы, которые толкают человека на нарушение запретов и нелогичные поступки. Чтобы выйти за рамки традиционных представлений, убрать ограничения на возможное и невозможное, нужно создать плодотворную почву для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания – такова философская концепция мозгового штурма.

Требования к проведению мозгового штурма

Есть несколько основополагающих требований для проведения удачного мозгового штурма:

Каждый участник сессии должен быть знаком с проблемой. Координатор или лидер штурма должен познакомить всех членов команды с проблемой. Это может быть схематическая зарисовка или фотография с изображением проблемы. Важно, чтобы все четко представляли задачу над которой предстоит работать. Не лишним будет отобразить исторические данные.

Упростите проблему. Проблема не должна быть слишком сложной или многогранной. Если все же это так, разбейте проблему на несколько составляющих. Это позволит сфокусироваться на более четкой формулировке, что приведет к лучшим результатам.

Численность группы должна быть от 3-х до 10-ти человек. Меньшее число не даст достаточного взаимодействия между людьми, что приведет к ограниченному диапазону идей. Более крупные группы, с другой стороны, станут громоздкими. При этом некоторые участники будут исключены из обсуждения. Что приведет к отрицательному суждению о штурме и апатии.

Участники мозгового штурма

Участники мозгового штурма

Есть несколько вариантов по составлению участников сессии, но существуют некоторые основы по подбору команды:

Основные участники проекта, которые зарекомендовали себя. Эти люди ежедневно сталкиваются с решаемой проблемой, поэтому лучше всего знают природу ее возникновения. Как правило, эти люди предлагают основную массу идей.

Внешние специалисты других отделов, имеющие родство с проблемой. Это могут быть специалисты отдела качества, технической службы, технологи и т.д. Так как эти люди чаще всего отвечают за входящие и исходящие потоки системы возникновения проблемы, их идеи тоже могут быть ценны.

Коллекционер идей. Человек, который будет записывать. Задача этого человека фиксировать все предложенные идеи и следить за временем. Чтобы сессия была реализована в четко определенный срок.

Правила мозгового штурма

Во время сессии мозгового штурма необходимо, чтобы все участники были ознакомлены с основными правилами:

Никакой критики или отрицательного суждения. Основная задача – получить новые идеи, а не их оценку. Появление критики, суждений и оценок приводит к остановке креатива и заставляет инициаторов обороняться и доказывать свою правоту. Впоследствии поток идей прекращается из-за опасения насмешек.

Организация непринужденной обстановки. Если в помещении шумно, людно или присутствуют другие отвлекающие элементы, концентрация может легко быть потеряна. Кроме того, важны позиции и статус участников штурма. Наличие руководителей может испортить сессию – участники, боясь показаться глупыми, могут умалчивать интересные идеи.

Важно количество. Задача мозгового штурма – получить как можно большее количество различных идей. Фильтрация на жизнеспособность происходит на следующих этапах. Концентрируясь на количестве, подсознание продолжает создавать новые связи и генерировать больше идей.

Развивайте идеи других. Мозговой штурм – это не соревнование человеческого эго, а групповое усилие по решению общей проблемы. Основная предпосылка в том, что одна идея может создать резонанс в других участниках, тем самым сгенерировать новые идеи. Вот почему, мозговой штурм достигает лучших результатов при командной работе.

Фразы-убийцы

Очень часто можно слышать от участников сессии фразы, которые сводят к нулю усилия по созданию свободного потока идей. Такие фразы должны выявляться координатором сессии и пресекаться. В противном случае сам мозговой штурм будет неэффективным. Вот некоторые из них:

  • Виноваты операторы!
  • Эта проблема не наша!
  • У нас нет времени!
  • Мы никогда не делали это раньше!
  • Мы не готовы!
  • Кто-нибудь пробовал делать это?
  • Это не практично и так бюрократично!
  • Эта причина не важна!
  • Вы говорите чепуху!

Сила мозгового штурма

Мозговой штурм позволяет добиваться наилучших результатов, объединяя все доступные ресурсы. Это помогает сформировать четкую картину происходящего и создать корректирующий план действий. В мозговом штурме не существует нежелательных идей и все входящие приветствуются, предоставляя ценный вклад в решение проблемы


2 комментария

  1. Pingback: Диаграмма Исикавы | InLean

  2. Pingback: Метод 5 Почему | InLean

Добавить комментарий